Коломейцева Елена Николаевна

Родительское собрание

 « Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»

 «Основа для счастья и гармонии – это духовность. 
Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, 
наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего.
Даже высокий уровень жизни в условиях
бездуховности счастья не приносит». 
Академик Н.В. Федоров

ЦЕЛЬ:  Создать условия  для понимания значимости  духовно  -  нравственного   воспитания  в семье.

Задачи  собрания :

Показать родителям значимость  духовно  -  нравственного   воспитания  детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

 

ХОД СОБРАНИЯ

Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно- нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм. Следствием этого выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности.

Семья является источником и основой развития  народа. Семью по праву называют первой школой интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания, где особую роль играют все члены семьи: отец, мать, старшие братья, сестры, дедушка и бабушка. . Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи – это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
В семье закладываются основы развития личности, физического, нравственного и духовного ее здоровья. Именно в семье формируются такие жизненно важные качества, как любовь к окружающим людям, социальная направленность на другого человека, предполагающая понимание и принятие мотивации окружающих людей, учет их интересов, отзывчивость и эмоциональное сочувствие. В семье формируется характер и интеллект. Вырабатываются многие привычки и склонности, индивидуальные свойства и качества. Задача духовно-нравственного воспитания является главной задачей семейного воспитания. Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок и где происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье, дух которым живут родители и люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, - оказывается определяющим в развитии духовно-нравственного воспитания ребенка. Формировать нравственность ребенка в семье — значит определять то или иное отношение к различным нравственным ценностям: индивидуалистическим или общественным; вещно-предметным и духовным; добру и злу;

созидательным и разрушительным.                                                                                              

«Всё самое хорошее, что связывает меня с окружающим миром, связано с моей семьёй», - писал в своих воспоминаниях основатель Берлинского университета Вильгельм Гумбольт.

Под этими строчками может подписаться ЛЮБОЙ ЧЕЛОВЕК. 

Говоря о  духовно -  нравственном   воспитании , необходимо отчётливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность».

Психологи и педагоги выделяют три основных стиля взаимоот­ношений взрослых и детей в  семье : попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитар­ность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — со­трудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потреб­ностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Сотрудничество взрослых и ребенка должно начинаться как можно раньше. Естественно, что его содержание и формы в каждый возрастной период будут различными. Стиль взаимоотношений взрос­лых и детей формируется в процессе их общения.

Человек вступает в общение с другими людьми, чтобы получить нужную информацию, согласовать действия в совместном труде, уче­нии, игре и т.д. Наряду с этим общение удовлетворяет и особую потреб­ность человека в контакте с другими людьми — это так называемое эмо­ционально-личностное общение, в процессе которого происходил об­мен чувствами, взаимооценка, самовыражение и самоутверждение личности.

«Если спросить любого из вас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным,  духовно  богатым  человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Но у одних родителей, казалось бы, вопреки их стараниям ничего не выходит. У других, напротив, без особых усилий получается все как надо. В чем же дело? Дело во многом, в том числе — в силе, разрушающем или созидающем смысле  родительского  слова. Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети. Говорит украинская мудрость.  

Старость – неотвратима. Смерть неумолима. Перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь. Хорошие дети – спокойная старость, плохие дети – старость превращается в ад.

Главное, что бросается в глаза. Когда смотришь на детей счастливых родителей – это то, что дети сознательно стремятся к тому, чтобы не принести горя, тревоги, печали своим родителям – это то, что вложили отец и мать своей сердечной заботой друг о друге, взаимной преданностью, чуткостью. Мы, родители, воспитываем, прежде всего, своими взаимоотношениями, своими словами.

И если ребенок становится непослушным, до него не доходят добрые слова. В таких случаях надо посмотреть прежде всего на себя. Где – то есть трещинка, вначале маленькая, незаметная.  

Дети — всегда носители определенных ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей.

16 ноября 2017 в 14:51

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.