Коломейцева Елена Николаевна

Доклад

 Обучение через игру.

 Обучение дошкольников осуществляется на занятиях. Здесь дети приобретают необходимые знания, умения и навыки.

Психологические и педагогические исследования показали, что игровые методы и приемы повышают эффективность обучения. И в практике они нашли широкое применение, ведь игровые приемы не только заинтересовывают детей любого возраста, но и повышают качество их работы.

Н.Я.Михайленко и Н.А. Короткова выделяют три основных уровня развития игры:

1. Уровень игрового действия.

В центре игры находятся действия, направленные на воображаемое преобразование объектов окружающей действительности, выполняемые с помощью предметов – заместителей (ребенок «причёсывает» себя или куклу палочкой, «пилит» дощечку карандашом и т.д.) и дающие воображаемый результат.

2. Уровень ролевого воздействия.

Ребенок, приняв определенную роль, начинает взаимодействовать с носителями дополнительных или параллельных ролей (в роли врача ребенок беседует с матерью «больной» куклы или другим врачом), и на первый план уже выступают не игровые действия с предметами, а ролевой диалог.

3. уровень сюжетосложения.

Игра развивается вокруг различных выдуманных событий, происходящих с самими детьми (путешествуя, дети попадают к Соловью – разбойнику и не могут избавиться от его плена, пока не выполнят его условия).

Доля игровых приемов при обучении детей разных возрастов должна быть различной. В младшем дошкольном возрасте они должны применяться максимально в процессе всего занятия. А при обучении старших дошкольников игровые приемы используются уже меньше.

Но иногда игровые приемы носят лишь развлекательный характер и не связаны с решением воспитательных и познавательных задач. Например, воспитатель вносит на занятие по рисованию красивую куклу, которая предлагает детям вылепить для нее угощенье – баранки. После занятия на вопрос – « Что лепили?» дети ответили одинаково: «Лепили баранки». На второй вопрос – «Для кого лепили?» - ответили не все. Многие никак не связывали свою предыдущую работу с куклой и, пожимая плечами, говорили: «Слепил и все».

Проводя это же занятие, с целью создания игровой мотивации можно рассказать детям трогательную историю об обитателях игрового уголка, которые сильно «проголодались» и даже стали плакать. Затем предложить каждому ребенку выбрать в игровом уголке ту игрушку, которую он больше всего любит и поставить игровую задачу – «накормить» ее.

Убедившись, что дети приняли ее, посоветовать разместить игрушки рядом с собой (мелкие – прямо на столах, крупные – на стульчиках) и поставить учебную задачу – научиться лепить для своих друзей – игрушек вкусные баранки (угощение). Как только несколько детей вылепят угощение, предложить им «накормить» своего друга – игрушку и показать это игровое действие. По окончании занятия все дети ответили на вопрос – для кого они делали баранки. При этом каждый называл именно свою игрушку, которую «кормил».

Итак, эффективное использование игровых приемов на занятиях с младшими и средними дошкольниками предполагает:

1) специальную работу воспитателя по созданию игровой мотивации;

2) постановку перед детьми сначала игровой, а затем учебной задачи, которая подчинена игровой;

3) показ способов решения учебной задачи;

4) осуществление игровых действий с полученными на занятиях результатами.

Все исправления, усовершенствования осуществляются ребенком не по указанию взрослого, а по «просьбе» того персонажа, которому ребенок в данный момент «помогает». (Дети рисуют лесенки для зайчат. Наташа ограничилась двумя горизонтальными линиями: «Хочу маленькую лесенку». Зайчонок обращается к ней: «А ну – ка подумай, что ты сейчас должна сделать, чтобы я смог повыше подняться: хочу посмотреть не возвращается ли домой моя мама – зайчиха?»)

Поскольку дети овладевают навыками, знаниями и умениями в игровой форме, им непременно надо дать возможность поиграть, используя полученный на занятиях результат (вылепленное угощение, яблоки, нарисованные лесенки, заборы и т.д.). Иначе сделанная работа теряет смысл. Таким образом, начавшись с игры, занятие естественно заканчивается игрой. Такая форма организации занятий способствует и развития игровой деятельности.

Известный педагог Ян Амос Коменский писал: «Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков, то есть знали и изучали самые вещи, а не только чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Посмотрите внимательно вокруг – даже на участке нашего детского сада вы найдете огромное количество интереснейших объектов для занятий, игр. Например, после ветреного дня, на земле можно обнаружить семена клена, березы и др. растений. Это прекрасный повод для разговора о летающих семенах (это тема входит в блок «Воздух»).

Дети с удовольствием ищут похожие и разные семена, бросают их, наблюдая за особенностями полета, его скоростью, соревнуются, чьё семечко улетит дальше. Задача нас, взрослых – обратить внимание дошкольников на то, что у них в буквальном смысле слова валяется под ногами. Чаще же, к сожалению, мы на прогулке следим в основном за тем, чтобы ребенок не испачкался и не залез в неположенное место. Так теряется простая возможность воспитывать в детях любознательность и наблюдательность, развивать познавательный интерес.

24 июня 2017 в 14:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.