«Родители являются первыми педагогами.
Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития
личности ребенка в раннем возрасте».
Закон РФ «Об образовании» статья 18
Нет сомнения в том, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым и успешным. НО…
Одни стараются «вложить» в ребенка ВСЕ, и тем самым непомерно нагружают его. Другие, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, воспитывают вслепую, интуитивно. Кроме того, усилилась тенденция самоустранения некоторых родителей от воспитания и развития ребенка.
Все это тяжким грузом ложится на слабые плечи ребенка. Дети нуждаются в помощи! И их родители тоже!
Потому, проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Мы, семья и детский сад, вместе стоим у истоков нашего будущего, но не всегда нам хватает взаимопонимания, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Всем известно, что одни родители интересуются только питанием ребенка, считая детский сад местом для «передержки» ребенка, пока они на работе. Другие, наоборот, перекладывают всю ответственность на педагогов и устранятся от воспитания собственных детей.
И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как же заинтересовать родителей воспитанием их детей, как привлечь к совместной работе? Ведь ни для кого не секрет, что родителей в наши дни ой, как трудно заманить на родительское собрание. А ведь именно родители – это самые близкие люди, которые всегда могут прийти на помощь и мы, педагоги, нуждаемся в их помощи.
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед ДОУ является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Так в Ст.44 говорится:
1. «Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».
2. «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям… в воспитании детей, в охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»
В связи с этим законом в статье 6 части 1 пункта 6 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
В ФГОС говорится, что работа с родителями должна строиться дифференцированно, учитывая социальный статус, микроклимат семей воспитанников, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, а также, быть направленной на повышение культуры педагогической грамотности семьи.
Одна из главных задач стандарта направлена на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. П.1.6. 9
Поэтому мы стараемся искать новые формы взаимодействия с родителями воспитанников, побуждая их к взаимоотношениям с детьми с позиции авторитетного друга ребенка и любящего наставника.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей.
Наименование
Информационно-аналитические
С какой целью используется эта форма
Изучение семьи, ее особенностей, выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.
Формы проведения общения
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Наименование
Досуговые
С какой целью используется эта форма
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Формы проведения общения:
Совместные досуги, праздники, выставки, познавательно-исследовательские проекты, ролевые, имитационные и деловые игры, трудовые десанты.
Наименование
Познавательные
С какой целью используется эта форма
Обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.
Формы проведения общения
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, тренинги, практикумы, дискуссии, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, с опорой на популярные телепередачи «Это мой ребенок», «Круглый стол», «Викторины», «Что? Где? Когда?» и др.
Наименование
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные, информационно-просветительские
С какой целью используется эта форма
Донести до родителей любую информацию
Формы проведения общения
Информационные буклеты для родителей, сайты детского сада и группы, презентации, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуски семейных газет и плакатов, выставка семейных реликвий, организация мини-библиотек.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагога.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Важно помнить, что какую бы форму работы мы не выбрали, партнерское взаимодействие родителей и педагогов редко возникает сразу. Это длительный процесс, со множеством «подводных камней», это долгий и кропотливый труд не только педагогов, но и родителей. И главное на этом пути – не останавливаться на достигнутом, продолжать находить новые грани сотрудничества.