"Осторожно! Огонь!"
Актуальность проекта:
На протяжении многих лет огонь угрожает людям, и все это время они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в любом городе, селе, деревне. И наш город Братск не исключение. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. И зачастую причиной пожара является неосторожное обращение с огнем не только взрослых, но и детей.
На проблему пожаров от шалости детей, проблему детского травматизма и гибели на пожарах нет, и не может быть иного взгляда, как на проблему острую, важную. Тяга детей к игре с огнем общеизвестна. Психологи доказывают, что об опасности этих игр дети знают. И чтобы не случилось беды, мы, взрослые, должны предупредить ребенка о возможных последствиях, но не напугать его. Должны научить его вести себя правильно в экстренных ситуациях. Помочь им утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: "Это делать опасно", а объяснить, почему опасно и к чему это может привести.
Реализация данного проекта предполагает возможность рассказать и показать как созидательную, так и разрушительную сторону одного и того же явления, в данном случае огня, научить ребенка мерам предосторожности, а также правилам поведения при возникшем пожаре, которые помогут сохранить ему жизнь.
Постановка проблемы:
Осенью 2011 года в городе Братске были зарегистрированы сильные пожары. Наш город был сильно задымлен. Дети были обеспокоены т.к. каждый день, идя утром в детский сад, они видели не туман, а дым от пожаров и на улицах был едкий запах. Мы решили с детьми выяснить причину возникновения пожаров и методы борьбы с ним. Так возник проект «Внимание! Огонь!»
Тип проекта: познавательный – игровой.
По содержанию: ребенок и безопасности окружающего мира.
По характеру участия ребенка: ребенок – субъект проектирования.
По характеру контактов: внутри одной возрастной группы (старшая группа).
По количеству участников: коллективный.
По продолжительности: долгосрочный.
Цели проекта:
Углубленно изучить правила пожарной безопасности, выработать навыки предупреждения пожаров и правильных действий при возникновении пожара. Формировать у детей основы пожарной безопасности, осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить детей знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях. Создать условия для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ. Активизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению правил пожарной безопасности, формирование готовности родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Задачи проекта:
Образовательные:
- дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
- учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
Развивающие:
- формировать умение реально оценивать возможную опасность.
- формирование навыков правильного поведения с огнем и огнеопасными предметами;
- усвоение элементарных знаний, связанных с возможной угрозой пожара;
- помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
Воспитательные:
- воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
- прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
Практические:
- знакомство детей с правилами эксплуатации бытовых приборов;
- расширение знаний детей о том, как бороться с огнем, если возник пожар;
- формирование рефлекса самозащиты, чувства самосохранения.
Предполагаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей расширятся знания о безопасном поведении при взаимодействии с огнем, со спецификой работы пожарного. Они усвоят основные причины возникновения пожаров и способами борьбы с огнем. Овладеют навыками правильных действий в случае пожара: научатся правильно сообщать о пожаре по телефону, использовать первичные средства пожаротушения, усвоят способы защиты от дыма и т.д.
Из этого следует, что у детей старшего дошкольного возраста расширится уровень знания о пожарной безопасности, сформируется устойчивый навык самосохранения и навык безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях с огнем.
Оценка результата:
Проект проводился на базе группы старшего возраста. Всю запланированную работу по проекту выполнили. Особо хочется отметить сотрудничество с родителями, которое было направлено на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности.
Таким образом, реализация проекта совместно с педагогами, детьми и родителями показывает, насколько важно роль взрослого в формировании модели по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
План совместной деятельности педагога с детьми в рамках проекта:
Формы работы |
Цель |
I неделя «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой». |
1. «Пожарный герой, он с огнем вступает в бой».
2. «Путешествие по страницам пожарной безопасности».
3. Рассматривание иллюстраций отображающих работу пожарного.
4. Интеллектуальная игра «О, счастливчик!»
5. Конструирование из бумаги «Пожарная часть».
6. Сюжетная игра «Мы пожарные».
7. Игра лабиринты «Помоги пожарному добраться до горящего дома», «Кто из пожарных быстрее потушит пожар в лесу», «Помоги пожарному добраться до лесного пожара».
8. Чтение произведений художественной литературы С.Я. Маршак «Кошкин дом».
9. Рассказ воспитателя «Из чего делают свечи».
10. Опыт с огнем.
11. Изготовление атрибутов, декораций к игре-драматизации «Кошкин дом».
12. Игра-драматизация «Кошкин дом».
13. Мини-эстафета «Пожарные на учении».
14. Разгадывание кроссворда «Стихийное бедствие – пожар». |
Формировать знания о правилах безопасности при пожаре. Познакомить детей с профессией пожарный. Показать значение и важность этой профессии.
Формировать умение детей ориентироваться в проблемных ситуациях. Познакомить детей с огнем и его свойствами. Расширять словарный запас по теме пожарная безопасность. Расширять знания детей об опасных ситуациях, причинах возникновения пожара и правилах поведения при пожаре. Развивать любознательность, память, логическое мышление. Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.
Познакомить детей с профессией пожарный. Постановка проблемы. Определение этапов работы.
Закреплять знания детей о средствах пожаротушения и воспитывать уважение к профессии пожарный.
Формировать умение детей выполнять поделку из бумаги. Закреплять умение работать с ножницами, вырезать фигуру по контуру. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Продолжать формировать умение детей распределять роли между собой, выполнять взятую на себя роль. Расширять знания детей о профессии пожарный. Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время пожара. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Активизация словаря: пожар, пожарная машина, пожарный рукав, огнетушитель, пожарный расчет, диспетчер пожарной охраны.
Закреплять знания о пожарной безопасности, прививать интерес к работе пожарных. Развивать зрительно-пространственное восприятие, способность выделять фигуру из фона; внимание, воображение, мышление.
Познакомить с литературным произведением о пожаре. Развивать умение детей отвечать на вопросы педагога. Углублять и закреплять знания о пользе и вреде огня. Способствовать формированию навыков правильного обращения с огнем.
Формировать представление детей о том, из чего делают свечи. Обогащать словарный запас детей: восковая свеча, парафин, фитиль, пламя.
Формировать умение детей устанавливать причинно следственные связи. Дать детям знания, что огонь без доступа воздуха гаснет. Развивать умение осторожно обращаться с огнем.
Формировать умение изготавливать атрибуты из подручного материала. Закреплять знания о разнообразном материале и способах действия с ними. Развивать умение преобразовывать слова (бумага-бумажный, картон-картонный).
Формировать умение обыгрывать сюжет знакомого произведения. Развивать умение детей использовать выразительные средства общения (мимика, жесты, интонация). Воспитывать интерес к игре-драматизации.
Формировать умение детей выполнять инструкцию педагога. Развитие физических качеств, ловкости и выносливости. Закреплять умение действовать по сигналу.
Развивать умение отвечать на вопросы. Закреплять знания о стихийном бедствие – пожар. |
II неделя «Огонь – друг, огонь – враг». |
1. Беседа «Огонь – друг, огонь – враг».
2. «Огонь – добрый, огонь – злой».
3. Рисование иллюстраций «Правила пожарной безопасности».
4. Разгадывание кроссворда «Спички это не игрушка».
5. Чтение произведения художественной литературы С.Я. Маршака «Пожар».
6. «Чем опасен дым?»
7. Сюжетная игра «Вызываем пожарный расчет».
8. Полоса препятствий.
9. Лепка из пластилина «Пожарный расчет».
10. Развлечение «Огонь – друг, огонь – враг».
11. Д/и «Разрезные картинки».
12. Спортивная эстафета «Юный пожарный».
13. Конкурс рисунков «Осторожно, огонь»
14. Пословицы и поговорки по теме. |
Показать значение огня в жизни человека, дать знания необходимости безопасного обращения с огнем. Продолжать формировать умение детей выделять и называть видимые и скрытые признаки предметов. Выявить причины возникновения пожара, дать знания о порядке действий при пожаре. Привести детей к пониманию взаимосвязи здоровья и соблюдения правил безопасности. Развивать внимание, память, фонематический слух. Воспитывать интерес и положительное отношение к устному народному творчеству.
Формировать чувство ответственности за неосторожное обращение с огнем. Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Закреплять знания детей о причинах возникновения пожаров. Воспитывать уважение к труду пожарных.
Формировать умение детей графически изображать знакомые правила пожарной безопасности. Развивать творческое воображение. Закреплять правила обращения с опасными предметами, от которых может возникнуть пожар.
Развивать умение отвечать на вопросы. Закреплять знания о правилах безопасного поведения.
Познакомить с литературным произведением. Формировать умения отвечать на вопросы педагога. Развивать чувства сопереживания, сочувствовать. Воспитывать интерес и положительное отношение к литературным произведениям.
Дать детям знания о дыме, как о следствии пожара. Продолжать учить правилам поведения при пожаре. Расширять знания детей о причинах пожара.
Формировать умение детей набирать номер «01», называть свою фамилию и имя, домашний адрес, этаж.
Развивать физические качества: ловкость, выносливость. Закреплять умение легко ходить по ограниченной поверхности, сочетать замах с броском при метании. Закреплять навыки действия в случае возникновения пожара.
Формировать умение детей лепить из пластилина фигурку человека. Закреплять умение использовать разные приемы и способы при лепке (отщипывание, налеп…); название частей тела. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе.
Отрабатывать правила поведения при пожаре.
Формировать умение детей складывать картинку из 6-8 частей. Закреплять знания о номере телефона пожарной части.
Формировать умение детей играть в эстафетные игры. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость. Закреплять умение лазать по гимнастической стенке. Закреплять правила поведения во время пожара.
Совместно с детьми нарисовать рисунок. Развитие творческих способностей.
Помочь понять смысл пословиц и поговорок. |
III неделя «Осторожно! Электроприборы». |
1. «Пожароопасные предметы».
2. «О правилах важных – пожароопасных».
3. «Электричество в вашем доме».
4. Проблемная ситуация «Если в доме случился пожар».
5. Интеллектуальная игра «Счастливый случай».
6. Презентация «Правила пожарной безопасности».
7. Д/и «Четвертый лишний».
8. Спортивная игра «Веселые старты».
9. «От чего происходит пожар».
10. Викторина «В нашем доме».
11. Рисование «Правила пожарной безопасности».
12. Экскурсия в прачечную. «Что случиться, если утюг оставить на ткани».
13. Чтение Л.Н. Толстой «Пожарные собаки».
14. Создание книги «Правила знай и соблюдай!» |
Продолжать формировать знания детей о том, как надо действовать во время пожара. Дать элементарные знания об опасных последствиях пожара в доме на примере сказки С.Я. Маршака «Кошкин дом». Расширять и уточнять знания детей о пожароопасных предметах. Развивать конструктивное воображение, умение пользоваться схемой во время воспроизведения конструкции дома.
Продолжать формировать умение составлять целое из частей. Формировать мыслительные операции: анализ, синтез. Развивать навыки безопасного поведения в быту. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности в быту.
Формировать умение детей правильно пользоваться электрическими приборами в доме. Выяснить, почему бытовые приборы могут быть опасными.
Расширять знания детей о бытовых причинах возникновения пожара. Продолжать знакомить детей с правилами поведения во время пожара.
Закреплять правила поведения при возникновении пожара.
Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожаров.
Формировать умение детей выделять лишний предмет из общей массы. Развивать логическое мышление, умение обосновывать свой выбор. Закреплять знания о пожароопасных предметах быта.
Формировать умение детей играть в эстафетные игры. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, воспитывать чувство самосохранения.
Сформировать у детей элементарные знания об опасности шалости с огнем и о последствиях пожаров.
Закрепить знания детей о пожарной безопасности, акцентировать внимание детей на опасности игр с огнем.
Формировать умение детей графически изображать знакомые правила пожарной безопасности. Развивать творческое воображение. Закреплять правила обращения с опасными предметами, от которых может возникнуть пожар.
Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Формировать умение детей выявлять причинно следственные связи. Закреплять знания детей о работе пожарных.
Познакомить детей с литературным произведением. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Продолжать развивать умение детей раскрашивать предметы, не выходя за контур. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности. Воспитывать аккуратность в работе. |
IV неделя «Знай и соблюдай». |
1. «Правила пожарной безопасности».
2. Вопросы и загадки от Алеши Тушилкина.
3. «Запрещается – разрешается».
4. Наш уголок пожарной безопасности.
5. Выставка «Знай и соблюдай».
6. «Давайте не ссориться с огнем».
7. Викторина «Что? Где? Когда?»
8. Д/и «Опасные предметы».
9. Разгадывание кроссворда «Отгадай».
10. Игра лабиринты по пожарной безопасности.
11. Рассматривание иллюстраций по теме.
12. Спортивное развлечение «Пожарные на учении».
13. Сюжетная игра «Мы пожарные».
14. Музыкально развлечение «Алеша Тушилкин и Мистер Жог». |
Расширить и уточнить знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.
Разобрать ситуацию возникновения пожаров в помещении.
Закреплять знания детей об основных требованиях пожарной безопасности.
Познакомить детей с уголком пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Расширять знания о способах тушения пожара.
Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Привлечь родителей к оформлению выставки по правилам пожарной безопасности.
Расширять знания детей о поведении в экстремальной ситуации.
Развивать интерес к литературным произведениям. Закреплять знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности.
Закреплять знания детей об опасных предметах и способах обращения с ними.
Развивать умение отвечать на вопросы. Закреплять знания о правилах безопасного поведения.
Формировать умение детей словесно обозначать пространственные положения на микро плоскости. Развивать внимание, умение точно выполнять учебную задачу, умение точно ориентироваться на листе бумаги.
Закрепление знаний полученных ранее.
Закреплять умение детей в ползании по ограниченной поверхности, лазании по наклонной лестнице, беге, метании. Сплочение детско-взрослого коллектива.
Продолжать формировать умение детей объединяться для игры с общим сюжетом, распределять роли. Развивать умение вступать в диалоги во время игры. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Итоговое мероприятие. |
Цель работы с родителями:
Объяснить необходимость работы с детьми по пожарной безопасности дома;дать родителям рекомендации для коррекции поведения детей в экстремальных ситуациях.
План работы с родителями
Формы работы |
Цель |
Информационный блок |
Консультации: «Экстремальная ситуация: Пожар!», «Советы доктора Градусника», «Пожар в квартире»
Памятки: «Семь правил поведения при пожаре, если вы не одни», «Родителям о пожарной безопасности», «Если в доме начался пожар», «Пожарная безопасность»
Папка-передвижка «Правила пожарной безопасности»
Литературная страничка «Разгадываем вместе с детьми», «Выучи стишок» |
Познакомить родителей со способами действий во время пожара. Объяснить необходимость работы с детьми по данной теме.
Привлечь родителей к проблеме пожаров. Расширять знания родителей о способах действия во время пожара.
Привлечь родителей к проблеме пожарной безопасности.
Совместно с детьми выучить стихи или разгадать загадки. |
Практический блок |
Оформление выставки для детей «Знай и соблюдай»
Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре драматизации, сюжетно-ролевой игре
Спортивное развлечение «Пожарные на учении»
Конкурс рисунков «Осторожно, огонь» |
Привлечь родителей к оформлению выставки по правилам пожарной безопасности.
Помочь детям в изготовлении атрибутов к игре.
Принять участие в детском развлечение. Сплочение детско-взрослого коллектива.
Совместно с детьми нарисовать рисунок. Развитие творческих способностей. |