Коломейцева Елена Николаевна

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста

 Наша жизнь содержит много опасностей, и чем быстрее развивается прогресс, тем больше опасностей появляется вокруг. Огромное количество машин на улицах; пожары, сжигающие лесные массивы и целые деревни; новые электроприборы, требующие умений работы на них; высотные здания и стройки, и многое другое, требующее знаний основ безопасности.

Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в старшей группе детей.

В своей работе с детьми используем пособия по безопасности К.Ю. Белая «Формирование основ безопасности у дошкольников»  в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, в парке, возле водоёмов.

Наша работа как воспитателя заключается не только в том, чтобы дать качественные знания детям, но и в том, чтобы сформировать у них навык безопасного поведения, научить их с малых лет жить в гармонии с собой и окружающим миром. И поэтому мы учим  дошкольников понимать при каких условиях среда обитания безопасны для здоровья.

В своей работе мы используем настольные игры, дидактические игры- презентации, занятия, беседы, чтение, наглядность, сюжеты. С детьми повторяем правила безопасности, обыгрываем сложные ситуации. Оборудовали «Центр» ОБЖ.

Проводим работу с родителями по теме и предлагаем им задания, которые дают детям возможность упражняться в навыках безопасного поведения, превращая их в привычки.

В соответствии с современными психолого- педагогическими ориентирами работу по воспитанию основ безопасности жизнедеятельности мы составила по блокам;

1. Ребёнок и его здоровье

2. Огонь- друг, огонь- враг!

3. Один дома

4. Ребёнок и природа

5. Дети на дороге

1БЛОК «Ребёнок и его здоровье»

Изучаем свой организм. («Чтобы глаза видели», «Чтобы уши слышали», «Пусть будут здоровы ваши ножки», «Держи осанку», «Чтобы здоровой была кожа, следить за её чистотой надо тоже», «Зубы и уход за ними», «Органы пищеварения») .

Откуда берутся болезни (Запомните детки, таблетки не конфетки», «Витамины в жизни человека», «Полезные и вредные привычки») .

Как беречь здоровье ребёнка («Нас излечит, исцелит добрый добрый доктор Айболит», «Как беречь здоровье ребёнка», «Для чего нужна зарядка», «Чтобы здоровой была кожа следить за её чистотой надо тоже, » «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота – залог здоровья

Итоговое мероприятие («Наши верные друзья»)

«Используем полученные знания в настольных играх, участвуем в спортивных мероприятиях»

Ежедневно делаем зарядку, играем в подвижные игры, а также используем ИКТ с презентацией на тему :»Здоровый образ жизни. »

2 БЛОК «Огонь- друг, огонь – враг! »

Осторожно, огонь! («Спички – причина пожара», «Горючие вещества», «Детские шалости с огнём их последствия», «Лесной пожар», «Чем опасен дым? »

Укротители огня («Тили-бом – тили- бом, загорелся кошкин дом)

Расширить знания детей о профессиях (пожарный, инспектор ППС, водитель, полицейский, спасатель, врач) .

«Пожарный герой – он с огнём вступает в бой»

Правила пожарной безопасности (О правилах важных – пожаро-безопасных», «Знает каждый гражданин этот номер- 01)

Итоговое мероприятие (основные правила пожарной безопасности».

Привлечь родителей к данному вопросу о безопасности.

Оформляем стенды и проводим родительское собрание на тему: «Безопасность детей»

Играем с детьми в настольные игры, в сюжетно- ролевые и в дидактические игры, проводим беседы по иллюстрациям.

Знакомим детей с пожарной машиной и бригадой МЧС и проводим дидактические игры презентации на темы: «Внимание! Опасность, «Азбука безопасности. » Заучиваем стихотворение (Л. Зильберга)

Сам не справишься с пожаром,

Этот труд не для детей.

Не теряя время даром,

«01» звони скорей.

Набирай умело,

Чтоб не всё сгорело!

3 БЛОК «Один дома»

Опасные предметы («Каждому опасному предмету своё место», «Предметы быта», «О правилах пользования электроприборами», «Сделай компьютер своим другом»)

Осторожно незнакомец! (Когда мамы нет дома», «Сказка про Колобка», «Встреча с незнакомцем»

Воспитываем бережливость. (Воспитываем бережливых», «Поплотнее кран закрой – осторожен будь с водой.

Итоговое мероприятие («Сказка про Колобка»)

Играем в настольные игры.

4 БЛОК «Ребёнок и природа»

Дети и времена года («Пришла весна – ребятам не до сна», «Гроза»)

Дети и животные («Кошки и собаки – наши друзья», «Насекомые»)

Дети и растения (Съедобные и несъедобные грибы», «Растения лекарственные и ядовитые»)

Мы пришли на водоём

Итоговое мероприятие (Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни»)

Изучаем окружающий мир, радуемся каждому дню.

Для закрепления детям демонстрирую дидактическую игру -презентацию на тему: «Путешествие Маши и Смешариков в лесу» и показываю детские мультфильмы.

5 БЛОК «Дети на дороге»

Дорожные знаки («По дороге в детский сад»; «О безопасности на дорогах»; «Наблюдение за движением машин и работой водителя»)

Правила дорожного движения (Знакомство с правилами дорожного движения»; «О правилах кошке расскажем немножко»)

Поведение в транспорте и общественных местах («Готовы ли мы стать пассажирами; «О правилах поведения в общественном месте»)

Правила для пешеходов («Поведение детей в общественных местах». «Ориентирование детей в районе детского сада», «Пешеход переходит улицу», «Лучший пешеход»)

Итоговое мероприятие (Приключения в стране «Светофории»)

Изучаем дорожные знаки, пешеходный переход, а также выполнили аппликацию «Светофор» .

Тесно взаимодействуем с родителями. Знакомим детей со стихотворением «Правила движения» (В. Головко)

Правила движения,

Все без исключения,

Знать должны зверюшки:

Барсуки и хрюшки,

Зайцы и тигрята,

Пони и котята.

Вот ребятам, тоже

Все их надо знать (В. Головко)

Дети на прогулке играют в сюжетные игры и закрепляют правила дорожного движения. Заучиваем с детьми отрывок из стихотворения «Светофор»

С площадей и перекрёстков

На меня глядит в упор

С виду грозный и серьёзный

Долговязый светофор.

Он и вежливый, и строгий,

Он известен на весь мир.

Он на улице широкой

Самый главный командир.

Провели с детьми итоговое мероприятие : »Путешествие в страну правил дорожного движения»

Детям демонстрировали дидактическую игру- презентацию «Знаки разные, но очень важные!  и презентацию «От Кареты до ракеты»

Вывод:

К концу года мы предполагаем, что наши воспитанники будут осмотрительными и осторожными, думающими о последствии своего поступка. Имея определённые знания и опыт, они разумно и правильно будут вести себя в сложных ситуациях в быту и на улице.

Мы убеждены, что работа это не только интересна, но и актуальна и перспективна.

22 июня 2017 в 17:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.